Почему прозрачность нефтяных контрактов важна для Казахстана в борьбе с коррупцией

Контракты, лицензии и связанные с ними соглашения являются важными элементами правовой базы страны. В них разъясняются права и обязанности всех сторон, участвующих в разведке и добыче нефти, газа и других полезных ископаемых. Прозрачность контрактов обеспечивает ясность касательно правил и условий, регулирующих проекты добычи, и тем самым способствует сдерживанию коррупции и предоставляет гражданам возможность оценивать справедливость сделок в области добычи ресурсов. Опубликование контрактов обеспечивает ясность касательно объема потоков ожидаемых доходов центрального правительства и органов власти на субнациональном уровне. Эта информация может иметь решающее значение в условиях, где на уровень доходов сильно влияют волатильность рынка и формирующаяся политика энергетического перехода. Стандарт ИПДО содержит требование к внедряющим ИПДО странам о раскрытии всех контрактов и лицензий, заключенных, выданных или претерпевших изменения начиная с 1 января 2021 года. Это новое требование отражает постепенное становление международной нормы в отношении прозрачности контрактов в добывающем секторе в последние годы. Когда страны ИПДО принимают обязательство обеспечить прозрачность контрактов, они выражают готовность публиковать в открытом доступе полный текст любого контракта, лицензии, концессионного договора или другого соглашения, регулирующего разработку нефтегазовых и минеральных ресурсов.

Распространенные мифы о прозрачности контрактов

Миф Реальность
Контракты слишком специализированы и сложны для понимания широкой общественностью. Хотя контракты в добывающем секторе не всегда просто толковать, организации гражданского общества, инициативы по обеспечению подотчетности и СМИ могут взять на себя роль посредников в их изучении и объяснении.
Контракты не подлежат раскрытию, поскольку они содержат конфиденциальную коммерческую информацию, которая может негативно сказаться на конкуренции. Исследования показывают, что контракты редко содержат конфиденциальную коммерческую информацию. Более того, нет единого мнения о том, что считать конфиденциальной коммерческой информацией. Такие компании, как Rio Tinto1 и Total2, заняли позицию, согласно которой при принятии правительствами стран, в которых осуществляется добыча ресурсов, решения о публикации контрактов обеспечивается устранение юридических и коммерческих препятствий.
Прозрачность контрактов сужает возможности правительства по заключению выгодных сделок. Надзор со стороны общественности и компаний является стимулом для сторон заключать рациональные сделки, которые обусловят формирование более стабильной деловой среды. Правительства находятся в лучшем положении для заключения выгодных сделок, если имеют возможности изучать условия контрактов, помимо своих собственных. Публикация контрактов способствует снижению риска заключения контрактов на условиях, которые отступают от правовых и налоговых норм.
Контракты содержат положения о конфиденциальности, которые являются непреодолимыми препятствием, соответственно, его невозможно преодолеть. Согласно отчету за 2009 год о контрактах на добычу нефти, газа и других полезных ископаемых, большинство положений о конфиденциальности не относятся к контрактам.3 Одним из возможных решений является обращение к сторонам контракта с запросом подписать документ об отказе от конфиденциальности.
В лицензионных режимах раскрытие контрактов не является обязательным. Отдельные лицензии могут содержать условия, регулирующие конкретный проект, отличающиеся от условий других контрактов. Стандарт ИПДО применяется к лицензионным режимам в равной степени. Ответственность за обоснование любого заявления об отсутствии отступлений от стандартных условий лежит на стране.

Скачать «Программный документ. Доводы в пользу прозрачности контрактов.PDF»