Важнейшая задача

Повышение эффективности управления цепочками создания стоимости в сфере добычи полезных ископаемых для обеспечения энергетического перехода. В исследовании представлен обзор глобальных цепочек создания стоимости минералов для энергоперехода, а также управленческих рисков и возможностей.

В этом исследовании, проведенном по заказу ИПДО, содержится обзор глобальных цепочек создания стоимости некоторых полезных ископаемых для энергетического перехода и подчеркивается взаимосвязь между целями глобального энергетического перехода и необходимостью повышения эффективности управления сектором полезных ископаемых. В исследовании демонстрируется, что на страны, внедряющие ИПДО, приходится значительная доля добычи полезных ископаемых для энергетического перехода.

В отчете определены четыре области риска в цепочках создания стоимости полезных ископаемых для энергетического перехода и даны рекомендации о том, как снизить риски с помощью политических мер, информационно-пропагандистской работы, анализа и партнерских отношений.
Краткое изложение

Низкоуглеродное производство электроэнергии и электрификация оказывают значительное воздействие на спрос на полезные ископаемые для энергетического перехода. По мере ускорения глобального энергетического перехода рынки низкоуглеродных энергетических технологий будут быстро расти, что приведет к увеличению спроса на целый ряд полезных ископаемых.

Глобальные цепочки создания стоимости полезных ископаемых географически рассредоточены и фрагментированы, при этом множество стран и компаний специализируются на разных этапах. Во многом растущий спрос на полезные ископаемые для энергетического перехода, вероятно, будет удовлетворен внедряющими странами ИПДО, многие из которых владеют значительными долями выявленных запасов и ресурсов полезных ископаемых. Некоторые страны ИПДО уже являются крупными экспортерами полезных ископаемых для энергетического перехода, и в ближайшие десятилетия во многих странах эти торговые потоки могут увеличиться.

Повышенный спрос на полезные ископаемые для энергетического перехода создает риски для различных заинтересованных сторон, которые, если их не устранить, могут помешать вкладу сектора в обеспечение устойчивого развития и помешать борьбе с изменением климата. Эти риски присутствуют на глобальном, транснациональном, национальном и субнациональном уровнях управления добычей полезных ископаемых и отличаются многообразием, начиная от воздействия на окружающую среду и коррупционных сделок и заканчивая ценовым шоком и сбоями в глобальных цепочках поставок.

Тем не менее, для устранения этих рисков есть много возможностей. В странах, богатых природными ресурсами, существует возможность улучшить структуру управления и повысить прозрачность с целью привлечения инвестиций в добычу и обогащение полезных ископаемых для энергетического перехода. Это, в свою очередь, может способствовать привлечению местных подрядчиков, созданию рабочих мест и источников средств к существованию, связанных с добычей полезных ископаемых, социальным инвестициям и развитию под руководством местных сообществ. У отрасли также есть возможность сотрудничать в развитии цепочек создания стоимости — от добычи полезных ископаемых до производства и внедрения технологий энергетического перехода.

У правительств и потребителей в странах, импортирующих полезные ископаемые для энергетического перехода, есть возможность более ответственного и надежного поиска поставщиков благодаря регулированию и инициативам в области открытых данных. У компаний, участвующих в цепочках создания стоимости полезных ископаемых для энергетического перехода, также есть возможность использовать добровольные стандарты для сертификации своих экологических, социальных и управленческих (ЭСУ) показателей и выполнения требований к должной осмотрительности своих поставщиков. На глобальном уровне существует возможность для расширения международного и регионального сотрудничества для обеспечения того, чтобы полезные ископаемые для энергетического перехода способствовали справедливому переходу на возобновляемые источники энергии.

Это исследование, выполненное Квинслендским университетом, проведено по заказу ИПДО и профинансировано программой USAID.