Сегодня, 10 февраля 2026 года Transparency International публикует ежегодный Индекс восприятия коррупции (ИВК) за 2025 год - рейтинг 182 стран и территорий, основанный на оценках экспертов и бизнес-сообщества и измеряющий восприятие коррупции в госсекторе по шкале от 0 до 100. Индекс остается ключевым международным инструментом для оценки и сравнения уровня восприятия коррупции в разных странах.

По итогам 2025 года Казахстан набрал 38 баллов из 100 и занял 96 место из 182 стран. На два балла меньше, чем в прошлом году.
Для сравнения: в прошлом выпуске (ИВК-2024) Казахстан набрал 40 баллов (88 место из 180).

Такое же количество баллов как Казахстан (38) набрали Эфиопия и Суринам. На один балл ниже (37) находятся Колумбия, Доминиканская Республика, Гамбия, Лесото и Замбия; на один балл выше (39) — Мальдивы, Марокко и Тунис.
- Лидеры ИВК-2025: Дания (89), Финляндия (88) и Сингапур (84).
- Аутсайдеры ИВК 2025: Южный Судан (9), Сомали (9) и Венесуэла (10).
КАК СОСТАВЛЯЕТСЯ ИВК?
ИВК ранжирует страны по уровню восприятия коррупции в государственном секторе, опираясь на оценки экспертов и бизнес-сообщества. При этом мнение рядовых граждан в расчет не берется. Индекс использует 13 независимых источников данных и шкалу от 0 (очень высокий уровень коррупции) до 100 (очень низкий).
В 2025 году рейтинг Казахстана был составлен на основе 9 источников, оценивающих разные аспекты коррупции. Наиболее низкие оценки Казахстан получил по индикаторам, связанным с демократическими институтами и независимыми сдержками и противовесами (управление, выборы, гражданское общество, независимые медиа, судебная независимость). Относительно более высокие — по оценкам рисков и условий для бизнеса.
- Место в рейтинге не так важно, как количество набранных баллов. Страны, получившие ниже 50 баллов, считаются высоко коррумпированными.
- В Восточной Европе и Центральной Азии только Грузия (50 баллов) преодолела этот порог.
-
Если сравнивать Казахстан (38 баллов) с соседями:
- Узбекистан – 31 балл (124 место),
- Кыргызстан – 26 баллов (142 место),
- Россия – 22 балла (157 место),
- Туркменистан – 17 баллов (167 место).

Регион Восточная Европа и Центральная Азия в среднем набрал 34 балла из 100, при этом 6 из 19 стран ухудшили показатели, и лишь семь показали улучшение. Это указывает на застой реформ и слабость институтов.
В региональном пресс-релизе отдельно отмечается, что Кыргызстан (26) и Казахстан (38) продолжают ограничивать гражданское общество через обременительное законодательство об НПО, а в Казахстане усилились опасения из-за непрозрачного расформирования антикоррупционной службы и передачи функций Комитету национальной безопасности Республики Казахстан (КНБ).
Комментарий Transparency International Kazakhstan:
«CPI — это не просто рейтинг, а показатель доверия к государству. Когда антикоррупционные функции концентрируются в закрытых силовых структурах, (на фоне непрозрачного расформирования антикоррупционного органа и передачи его функций КНБ) борьба с коррупцией рискует превратиться в кампанию без независимого надзора и подотчётности.
Параллельно в Казахстане усиливается давление на гражданское общество: растёт регуляторная нагрузка на НПО, обсуждаются нормы в логике “иноагентского” подхода, что делает работу общественных организаций всё более уязвимыми и сужает гражданское пространство.
Казахстану нужны не “посадки для отчёта”, а политическая воля к системным реформам и защита гражданского пространства: прекращение давления на НПО, журналистов и пресечение попыток ограничить независимую работу гражданского общества. Без всего этого устойчивой антикоррупции не бывает», — отметил Мурат Данияр, исполнительный директор Transparency International Kazakhstan.
Казахстан в глобальном контексте
В 2025 году среднемировая оценка ИВК составила 42 балла — это самый низкий показатель более чем за десять лет
Данные ИВК показывают прямую связь между качеством институтов и контролем коррупции:
- полноценные демократии в среднем набирают 71 балл
- несовершенные демократии – 47 баллов.
- авторитарные режимы – 32 балла.
Это подчеркивает, что без независимых институтов, свободных СМИ и защищенного гражданского пространства «устойчивой антикоррупции» не бывает. В этом году Transparency International также предупреждает: ослабление политической воли лидеров и сужение свобод слова, ассоциаций и собраний подрывают антикоррупционные реформы во многих странах.
Франсуа Валериан, председатель Transparency International, заявил: «Коррупция не является неизбежностью. Наши исследования и опыт глобального движения по борьбе с коррупцией показывают, что существует четкий план по привлечению власти к ответственности ради общего блага: от демократических процессов и независимого надзора до свободного и открытого гражданского общества. В то время, когда мы видим опасное пренебрежение международными нормами со стороны некоторых государств, мы призываем правительства и лидеров действовать добросовестно и выполнять свои обязательства чтобы обеспечить лучшее будущее для людей во всем мире».
Рекомендации Transparency International Kazakhstan:
- Обеспечить институциональную независимость антикоррупционной политики и расследований.
- Усилить прозрачность госрешений: открытые данные по госпрограммам, закупкам, квазигоссектору, недропользованию и крупным инвестпроектам.
- Гарантировать свободу слова и безопасность журналистов/расследователей, прекратить практики давления через административные и судебные механизмы.
- Защитить гражданское пространство: отказаться от норм и практик, которые ограничивают работу НПО и доступ к финансированию, и обеспечить участие общества в контроле власти.
- Сделать возврат активов максимально прозрачным: общество должно видеть суммы, механизмы и конечное расходование средств.
Transparency International Kazakhstan продолжит мониторинг антикоррупционной политики и призывает государственные органы, гражданское общество и международных партнеров к совместной работе над снижением коррупционных рисков.
Мы призываем СМИ активно распространять эту информацию, привлекая внимание общественности к значимости прозрачности и честности в государственном управлении.
- Контакты для СМИ: kazakhstan@chapters.transparency.org